Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования ДТП, где пострадали пассажиры, пешеходы, водитель, где был поврежден автотранспорт является экспертиза ДТП, которую граждане называют то дорожной, то автодорожной, то дорожно-транспортной.

Интересно то, что ни одно из вышеизложенных наименований дорожной экспертизы не является научно-обоснованным и точным названием.

Дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная или дорожная экспертиза) в настоящее время остается самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз.

Вне зависимости от того факта, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза обрела это уникальное наименование более семи лет назад, подавляющее большинство практикующих юристов, адвокатов, судей, следователей по прежнему назначают в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая только класс исследования, не уточняя точного вида экспертизы.

В следствии такого абстрактного и общего обозначения данного исследования, в нашей практике довольно часто появляются ситуации, когда в адрес какого-либо экспертного учреждения, где имеются бы как «автоэксперты» (оценщики ущерба, оценщики автомобилей, эксперты в области транспортной трасологии), поступают материалы дела, где необходимы специальные познания именно эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожной разметки, дорожно-транспортных происшествий, полотна дороги, дорожных знаков).

Возникает ситуация, когда материалы дела возвращаются в следственные или судебные органы без должного исполнения, из-за чего сроки дела не выдерживаются из-за грамотности участников судебно-следственного процесса.

Основные цели и задачи дорожно-транспортного исследования:

• обстановка на месте происшествия: обочин, участка дороги за пределами дорожного полотна, состояние покрытия проезжей части;

• текущее состояние дорожного покрытия в месте происшествия, наличия уклонов в продольном и поперечном направлении, закруглений;

• условия видимости и обзорности с места водителя;

• установление возможности (невозможности) необходимого восприятия водителем дорожной ситуации;

• Исследование технической возможности (невозможности) предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

• определение значений коэффициентов и параметров, который характеризуют передвижение автомобиля и других участников на месте дорожно-транспортного происшествия: сопротивления и коэффициентов сцепления при перемещения транспортных средств и прочих объектов по поверхности автодороги;

Установление факторов, связанных с дорожной обстановкой предшествующей ДТП, способствовавших возникновению дорожно-транспортного происшествия: неверная разметка дорожного покрытия, ошибочное расположение дорожных знаков, неблагоустроенность дороги, отсутствие дорожных знаков и иные отрицательные условия обстановки.

Для проведения судебной автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы специалисту необходимо предоставить все материалы административного, уголовного, гражданского дела, которые относятся к ДТП. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу также необходимо знать, что для всестороннего и полного исследования необходимо изучение имеющегося комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.